Отдел инжнерно-изобразительного искусства

  Заведующий отделом  
технического творчества
Сокольникова Юлия Олеговна


e-mail: id.ddut@gmail.com

Телефон 8 (812) 510-62-14
Кабинет 111
Консультационные часы:
среда — 16.00-19.00


 

 

Мало есть профессий, в которых радость творчества, чувство удовлетворения достигнутым успехом, получали бы такое яркое проявление, как в ответственной технической работе.

В этом чувстве счастья свободной творческой деятельности художник и инженер близко стоят друг к другу.

Георг фон Ганфштенгель

Отдел инженерно-изобразительного искусства создан в 2023 году в результате объединения отдела технического творчества и отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

 

Причиной такого слияния, в первую очередь, явилась востребованность инженерных специальностей в современном обществе и запрос со стороны государства на создание системы подготовки к получению инженерного образования.

 

Вопрос о том, какую роль играет искусство в системе подготовки инженера и в его деятельности, поднимался практически всеми крупными деятелями науки и техники на протяжении всего предыдущего столетия. «Инженеры обязаны заботиться о красоте своих сооружений, и поэтому они должны получать и художественное образование», говорил в начале XX века В. Л. Кирпичев, организатор и основатель русской инженерной школы.

 

Но в сознании большинства людей профессия инженер ассоциируется с техническим знанием и практическими навыками, а роль инженера в создании объектов, которые являются искусством, уходит на второй план. Современная концепция: «Инженер как художник: красота в техническом совершенстве». подчеркивает важность эстетических аспектов в инженерном искусстве и является определяющей в развитии отдела.

 

На сегодняшний день в отделе, объединившим две направленности, реализуется 35 дополнительных общеразвивающих программ, охватывающих самые разнообразные интересы учащихся, как в области технического, так и изобразительного творчества.

 

Несмотря на объективные трудности, с которыми столкнулись все учреждения дополнительного образования, нашему Дворцу удается сохранять те позиции, которые были завоеваны в прошлые десятилетия.  Дворец — любимое место мальчишек Выборгского района, где они постигают основы черчения, основы конструирования, проектируют и создают действующие модели автомобилей, самолетов, ракет, яхт и роботов. Разобраться в этих технических задачах, получить навыки работы с необходимыми инструментами и освоить технологические приемы, помогают занятия по программам, которые обновлены и соответствуют запросу современных детей и их родителей.

 

Направление изобразительного и декоративно-прикладного искусства объединяет детей, желающих овладеть основами живописи, графического дизайна, гончарного мастерства, рукоделия, получить навык работы в технике папье-маше, научиться не только шить, но и моделировать одежду, овладеть тайнами профессионального мастерства дизайнера.

 

В каждом из направлений образовательный процесс построен по принципу преемственности программ и охватывает детей от дошкольного до старшего школьного возраста, предполагая постепенное расширение предметной области знаний и позволяя ребенку выбрать собственный образовательный маршрут. В ближайшее время, в качестве основной, стоит задача гармоничного включения культурообразующего компонента как основы развивающих задач художественной направленности, в содержание программ технической направленности, следовательно,  разработки программ, находящихся «на стыке» двух сфер деятельности и направленных на формирование инженерного мышления, а также  умения грамотно представить собственный технический объект, программный продукт, исследовательскую работу,  используя возможности средств художественной выразительности.

 

С начала 2023 -2024 учебного года в отделе реализуются две новые дополнительные общеразвивающие программы, в содержание которых включены элементы двух направленностей, технической и художественной: «В мире промышленного дизайна» и «Играем в мультипликацию» по которым с большим интересом начали обучение 75 детей и подростков.   Современные технологии включены в программы художественной направленности. Технология дизайн-мышления, свойственная техническим проектам, применяется на занятиях по программам «Художник-дизайнер» и «Художник-живописец». Основы 3D моделирования включены в содержание программы «Живая бумага». Освоение навыка художественного оформление презентаций и навыка использования графических редакторов, стали составляющей частью программы «Компьютер и Я».

 

Особого внимания заслуживает педагогический состав отдела, поддерживающий изменения, вызванные требованием времени. В отделе работают и молодые, закончившие престижные вузы Санкт-Петербурга педагоги, увлеченные работой с детьми, разрабатывающие новые формы работы и реализующие самые фантастические проекты, и педагоги, обладающие богатым педагогическим опытом, знанием классических основ педагогики и щедро передающие свое профессиональное мастерство молодому поколению. На занятиях у каждого педагога царит атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, мотивирующая детей к обучению и саморазвитию.

 

Результатом качественной работы высококвалифицированных педагогов являются стабильные высокие результаты детей на конкурсах различного уровня, возможность представлять Дворец на всероссийском уровне, признание таланта детей и ежегодно, заслуженно получаемое детьми звание «Звездочка дворца».

 

Занятия в отделе, опыт участия в конкурсах, исследовательской деятельности, работе ученического научного общества, опыт публичных выступлений, несомненно, помогают ребятам в выборе будущей профессии и 80% учащихся, окончивших обучение во Дворце, продолжают обучение в лучших технических средних и высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. Но в настоящее время значительно вырос спрос на инженерные специальности, и мы стараемся идти в ногу со временем, разделяя точку зрения, что подготовка инженера — это не столько отработка технических знаний, сколько постановка особого типа мышления и умения работать в команде, находить конструктивный способ неразрешимой до настоящего момента проблемы.

 

Мы рассчитываем, что преобразование отдела поможет достижению поставленной задачи и позволит нашим выпускникам достигать самых значительных успехов в быстро развивающейся сфере деятельности!

 

Присоединяйтесь к нашему творческому коллективу!

 


Информация о педагогах и реализующихся программах в техническом отделе в 2023/2024 учебном году

 

Педагог Программа Возраст детей Срок обучения
Баталов А.Ю.
Баталова О. М.
Лаборатория
трассового автомоделизма
9-17 лет 3 года
Боронина О.А. Эврика (теория решения изобретательских задач) 7-11 лет 2 года
Евгеньева А. М.

Самарская К.А.

Яранцев В.А.

Легоконструирование 7-10 лет 2 года
Тархов Л.Ю. Спортивное авиамоделирование 11-16 лет 3 года
Квартин М.А. Радиоэлектроника и робототехника
12-17 лет 3 года
Титков А.И Современная робототехника 9-13 лет 2 года
Цуканов М.В.

 

Спортивно-конструкторское
бюро ракетного моделизма
СКБРМ «Заря»
8-15 лет 3 года
Цуканов М.В. Человек и Вселенная 8-15 лет 1 год
Тархов Л.Ю.

11-17 лет 3 года
Самарская К.А.

Ятченя О.С.

Квартин М.А.

ЛегоМир 8-10 лет 2 года
Баталов А.Ю. «Мастера трассового автомоделизма» 15-17 лет 1 год
Тархов Л.Ю. «Радиоуправляемые яхты» 12-17 лет 2 года
Баталова О.М. «Начальный трассовый автомоделизм» 7-9 лет 2 года
Титков Г.И «Программирование» 12-17 лет 1 год
Титков Г.И «Клуб настольных игр» 12-17 лет 1 год
Глазов М.П. «Киберспорт» 13-17 лет 2 года
Титков Г.И «Основы робототехники» 10-12 лет 2 года
Баталов А.Ю.
Баталова О. М.
«Автомакетирование» 7-9 лет 1 год
Гусаковская Н.С. «Играем в мультипликацию» 8-12 лет 2 года
Шайхиев Р.Р. «Компьютер и я» 10-14 лет 2 года

 

 

Информация о реализующихся программах в отделе ИЗО и ДПИ в 2023/2024 учебном году

На бюджетной основе
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Петрова Н.Ю.

Пароева Л.Б.

«Юный художник» 4 года 7-11 лет Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста и опирается на основные принципы, разработанные выдающимся педагогом дополнительного образования художником-искусствоведом Левиным. Программа обогащена личным опытом педагога, включает в себя декоративное рисование, роспись по дереву, роспись ткани. Программа усовершенствована авторскими методиками. Учащиеся формируют последовательность работы над живописным произведением. Разрабатывают художественную работу по собственному эскизу и выполняют в различных техниках. В 2021 году обновлено содержание программы в соответствии с интересом и потребностями современных детей.
Петрова Н.Ю.

Пароева Л.Б.

«Юный художник»

(основы)

2 года 7-9 лет Программа «Юный художник» (основы) предназначена для детей, освоивших программу «Азбука рисования» или желающих развивать художественные навыки. Программа направлена на приобщение детей через изобразительное творчество к искусству, развитие эмоциональной отзывчивости, образного мышления. В процессе обучения дети учатся использовать игру цвета и фактуры, применять нестандартные приемы и решения при реализации своих творческих идей. В программе обучения: рисунок, живопись, лепка, аппликация, композиция. В результате освоения программы дети научатся составлять композицию с учетом пропорций предмета и формата листа. Итогом станет выполнение готовой работы в технике на заданную тему.
Александрова А.М. «Мечты в красках» 3 года 9-12 лет Программа направлена на формирование и развитие художественных способностей учащихся с учетом их индивидуальности. Программа способствует получению базовых знаний по рисунку, живописи и композиции. В процессе обучения, учащиеся познакомятся с разнообразием художественных материалов: акварелью, пастелью, восковыми мелками, фломастеры, сангиной, тушью и гуашью, освоят приёмы и техники работы с различными материалами и инструментами в смешанной технике, научатся создавать простейшие художественные образы средствами живописи, рисунка и графики.
Александрова А.М. «
 –живописец»
5 лет 10/13-15/18 лет Программа предназначена, преимущественно, для детей, окончивших обучение по программе «Юный художник» или «Мечты в красках». Программа направлена на углубленное изучение основ академического рисунка. В процессе обучения дети научатся грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира, создавать художественные образы, приобретут опыт работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами; научатся изображать пространство, фигуру человека, передавать объем и форму, четкую конструкцию предметов и их материальность.
Пароева Л.Б. «Художник-иллюстратор» 4 года 11-15 лет Программа предназначена для детей, прошедших предварительное обучение художественному творчеству или обучение по одной из программ: «Юный художник», «Мечты в красках».  Программа направлена на изучения художественно-выразительных средств, используемых в книжной иллюстрации (цвет, рисунок, композиция). С помощью рисунка дети научатся передавать определённое настроение, отношение к литературным героям и поэтическим образам, поймут роль цвета в достижении единства текста и рисунка, отражающих замысел автора. книги. Программа направлена на расширение кругозора учащихся — расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием программного материала по следующим разделам: цветоведение, декоративное рисование, иллюстрирование, шрифтовая надпись.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Степанченко Ю.Г.
«Мастерская керамики и гончарных изделий (основы) » 2 года 7-9 лет Программа направлена на формирование у ребенка представления о свойствах и возможностях глины для реализации творческих замыслов. На занятиях дети знакомятся с глиной, изучают различные приемы лепки и выполняют готовое изделие — игрушку. Создавая игрушку, дети изучают ее форму и внешний вид, подбирают необходимый материал и выбирают способ изготовления, развивая, таким образом, начальные исследовательские навыки, наряду с наблюдательностью, фантазией и развитием мелкой моторики.
Лиокумович Е.В. «Мастерская керамики и гончарных изделий» 4 года 10-15 лет Программа предназначена для детей, прошедших обучение по программе «Керамика и лепка» или получивших начальные знания в области работы с пластическими материалами. Программа направлена на развитие навыков изготовления различных видов гончарных изделий. Учащиеся узнают, как подготовить материал к работе, какое оборудование и инструменты нужны гончару. Программой предусмотрено изучение детьми приёмов декоративного рисования, законов композиции, стилизации и формообразования. На основе собственных эскизов, в процессе постепенного овладения различными техниками работы с керамической массой и декорирования, дети создают оригинальные изделия, отражающие их творческую индивидуальность
Ятченя О.С. «Стильные штучки» 2 года 7-9 лет Программа направлена на формирование у детей представления о возможностях использования различных материалов (фетр, кожа, бисер, стразы, нитки, ленты) для изготовления оригинальных украшений. Дети научатся создавать простые изделия, используя необходимые инструменты и технические приемы, приобретут практический опыт работы со схемами и эскизами для воплощения собственных замыслов. В творческой атмосфере занятий, ребята будут изучать основы цветоведения, историю возникновения аксессуаров и игрушек, виды материалов, используемых для создания простых и оригинальных изделий, основы конструирования, ручного шитья, бисероплетения, вышивки стразами и бусинами. Занятия по программе развивают такие качества, как аккуратность, терпение, внимательность, наряду с возможностью выразить собственную творческую индивидуальность
Ятченя О.С. Стильные штучки (совершенство) 3 года 10/12-13/15 лет Программа направлена на формирование у детей представления о возможностях использования различных материалов (фетр, кожа, бисер, стразы, нитки, ленты) для изготовления оригинальных украшений. Дети научатся создавать простые изделия, используя необходимые инструменты и технические приемы, приобретут практический опыт работы со схемами и эскизами для воплощения собственных замыслов. В творческой атмосфере занятий, ребята будут изучать основы цветоведения, историю возникновения аксессуаров и игрушек, виды материалов, используемых для создания простых и оригинальных изделий, основы конструирования, ручного шитья, бисероплетения, вышивки стразами и бусинами. Занятия по программе развивают такие качества, как аккуратность, терпение, внимательность, наряду с возможностью выразить собственную творческую индивидуальность
Степанченко Ю.Г. «Живая бумага» 3 года 7-11 Программа направлена на формирование у ребенка представления о пластическом моделировании объемных форм в технике папье-маше. Простота материалов, доступность самой техники и работа в коллективе под руководством профессионального педагога позволят детям научиться изготавливать разнообразные изделия: от простых фигурок до ростовых кукол любимых героев. Дети узнают, как готовить массу, работать в разных техниках (послойной, прессование, лепка), научатся разнообразным приемам декорирования изделий (роспись, декупаж, пейп-арт).
Работа с папье-маше развивает мелкую моторику, усидчивость, аккуратность. Учащиеся смогут приобрести начальные навыки моделирования и раскрыть свой творческий потенциал, реализуя собственные идеи.
ДИЗАЙН
Кошкина Е.А. «Fashion-графика и стиль» 4 года 12-16 лет
Программа предназначена для учащихся, прошедших

обучение или обучающихся по программе «Силуэт» и помогает детям приобщиться

к миру индустрии моды. Занятия способствуют формированию художественного

вкуса, чувства стиля, развивают навыки передачи объема, формы и фактуры будущих

изделий. Программа предполагает использование активных методов освоения нового материала:

презентации, обсуждение иллюстрационного материала, раскрывающие основные

закономерности композиции в дизайне одежды, специфику художественного

проектирования в дизайне одежды, особенности проектирования коллекций;

решение практических задач — выполнение эскизов выполняемых изделий, поиск

гармоничных сочетаний цветов, составление орнаментов; защиту и представление

творческих проектов, участие в конкурсах и в выставках.

Научившись выполнять эскизы костюма, овладев основами построения фигуры

человека, навыками работы в различных техниках, учащиеся смогут

самостоятельно разработать целостное решение коллекции одежды

из нескольких моделей.

 Захарова М.А. «Силуэт» 3 года 11-14 лет Программа способствует формированию умений и навыков в области технологии изготовления костюма: моделирования, конструирования и шитья одежды. Многообразие силуэтов в костюмах позволяет детям проявить свою фантазию и вкус. В процессе изучения различных техник, приемов, способов декора ребенок овладевает навыками шитья, учится чертить различные конструкции швейных изделий, создавать выкройки.
Занятия в творческом объединении «Силуэт» способствуют развитию у учащихся воображения и таких личностных качеств, как аккуратность и ответственность.
 Ковалькова Л.В. «Художник-дизайнер» 4 года 1115 лет Программа предназначена для детей, прошедших предварительное обучение или окончивших обучение по программе «Юный художник» или «Мечты в красках». Программа направлена на расширение знаний учащихся о художественных направлениях в искусстве и формирование навыков создания графической композиции. Учащиеся познакомятся с выразительными особенностями разных шрифтов, линогравюры, с мировым изобразительным искусством, представленным в графике, дизайне, искусстве плаката. Знания и умения, приобретенные в результате освоения программы являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трѐхмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, дизайна, создания систем виртуальной реальности, а также помогут развить пространственное мышление учащегося, что обязательно пригодится при обучении в технических и архитектурных вузах.
Захарова М.А., Кошкина Е.А. «Театр моды» 2 года 13/14-15/16 лет
Захарова Г.В.  «В мире промышленного дизайна»    
На платной основе

 

Петрова Н.Ю.

Лиокумович Е.В.

«Азбука рисования» 2 года 4-5 лет

5-7 лет

Программа направлена на развитие творческих способностей детей от простых элементов рисования до сложных. На занятиях учащиеся занимаются рисунком, живописью, лепкой, аппликацией, композицией. Учащиеся овладеют навыком работы кистью, учатся рисовать разнообразными материалами (акварель, гуашь, свеча, масляные и восковые мелки, маркеры) и техниками (монотипия, кляксография, рисование ладошками, тычок сухой кистью или ватой, воскография), соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. Итогом станет выполнение готовой работы в технике на заданную тему.
Кошкина Е.А. «Мир в ладошках» 2 года 5-7 лет На занятиях дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями природных материалов. Программа направлена на формирование у ребенка представления о свойствах и возможностях использования глины для реализации творческих замыслов. На занятиях дети изучают различные приемы лепки и создают изделие — игрушку: изучают ее форму и внешний вид, подбирают необходимый материал и выбирают способ изготовления, развивая, таким образом, начальные исследовательские навыки, наряду с наблюдательностью, фантазией и развитием мелкой моторики.
Степанченко Ю.Г. «Мастерская подарков» 1 год 18 лет и старше Программа предназначена для учащихся возрастной категории от 18 лет и старше и направлена на обучение современным видам декоративно-прикладного творчества (скрапбукинг, катонаж, квиллинг, айрис-фолдинг, кардмейкинг). Программа направлена на удовлетворение желания учащихся к самостоятельной творческой деятельности и позволяет освоить основные дизайн-технологии, необходимые при изготовлении стильных, практичных и современных изделий: фотоальбомов, фоторамок, сувениров, подарков, предметов быта.
 Гусаковская Н.С. «Мир песочных фантазий» 1 год — дети с 4 лет

— подростки и взрослые с 18 лет

Программа направлена на развитие способности к творческой деятельности и нестандартному образному мышлению посредством освоения техники рисования песком. Песок — необыкновенный материал, развивающий тактильные ощущения, координацию движений рук и пальцев.  Владение техникой рисования песком дает свободу творческой мысли, способствует развитию фантазии, превращая наблюдательность в художественное воображение.
Самарская К.А. «Веселая палитра» 1 год 3-5 лет