Психология общения

ДООП  “Я и мой мир” (Глебова С.Р., Никулина С.Р.), “Проектная мастерская” (Глебова С.Р., Овчинникова В.В.), “Диалог”(Шиллинг Е.В.), “Лаборатория лидерства” (Шиллинг Е.В.)

 Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педагогической науке и практике получило свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, ставят новые цели образования, центром которого становиться личность и ее внутренний мир.

 

 По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его как субъекта. На ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребенка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности. Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения. Поведение школьника, так или иначе, соотноситься с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения. В процессе взаимодействия с внешним миром ребенок, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. 

 

 Важная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечить оптимальные условия для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защищать права каждого ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих и умение строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть; приобщать к общечеловеческим ценностям, стать толерантными.

 

 Процесс формирования и развития у школьников толерантного поведения в процессе взаимодействия со сверстниками является одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования. Чем выше уровень толерантного поведения, тем более адекватно протекает процесс адаптации в социальной среде. Можно выделить два этапа развития толерантного сознания: индивидуальные особенности, и характеристики межгруппового поведения.

 

 Обучение в коллективе способствует личностному росту ребенка, развитию рефлексии (умения распознавать свои эмоциональные состояния и регулировать поведение в соответствии с ними), умению анализировать и планировать свои действия, снятию невротических симптомов, повышению самоуважения и уверенности в себе за счет повышения самооценки. Способствует развитию коммуникативных навыков познавательных, эмоциональных, волевых психических процессов: интеллекта, мышления, памяти, внимания, речи, чувствительности; социальной адаптации. Способствует развитию творческого (креативного) мышления через решение нестандартных задач.

 

 Важно не только предоставить школьникам возможность для самореализации личности, приобретения опыта социального общения, а  необходимо повышать социо-культурный уровень учащихся, прививать культуру общения детей и подростков друг с другом, развивать навыки сотрудничества со взрослыми, формировать активную гражданскую позицию в обществе.

 

 Продолжение обучения в коллективе ориентировано на повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики». Сегодня для формирования потенциальных лидеров важны любопытство, открытость новому и создание связей между идеями, которые прежде казались не связанными друг с другом, а для этого необходимо иметь представление о различных областях знаний, а не только об одной, и быть восприимчивым к новой информации. Осваивая программы “Психологии развития” учащиеся будут морально готовыми к вызовам неопределенности, смогут ответить усилением глобальной компетентности, информационной грамотности (критического мышления и готовности к восприятию нового). 

 

 Одним из условий гармоничного развития личности является познание своего «Я» и определение собственного места в социуме. Помочь взрослеющему человеку в поисках ответов на жизненно важные вопросы: «Кто я?», «Каков мой жизненный путь?» и др. — значит помочь в развитии способности быть автором собственной жизни. Содержание деятельности: помощь в осознании вызовов времени, связанных с многообразием и многовариантностью выбора; вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через определение и согласование границ свободы и ответственности (нормы и правила жизнедеятельности), принятие индивидуальности другого, развитие самоуважения и взаимоуважения. 

 

 Отличительной особенностью программ  коллектива является то, что обучение по программе не ограничивается рамками учебных занятий, а рассчитано на творческую коллективную работу, организацию и участие в мероприятиях различной направленности: проектах, фестивалях, конкурсах, выставках, социально-значимых акциях, семинарах, днях единых действий в рамках деятельности Российского движения школьников.

Педагоги:

  • Глебова Светлана Рудольфовна
  • Никулина Софья Романовна
  • Овчинникова Виктория Валерьевна
  • Шиллинг Екатерина Валерьевна